Сегодня день рождения у
Никто не пишет литературу для гордости, она рождается от характера, она также выполняет потребности нации...
Ахмет Байтурсынов
Главная
Литературный процесс
Чтение на 10 минут
Власть денег и сила духа: Оноре де Бальзак и роман...

20.05.2025 948

Власть денег и сила духа: Оноре де Бальзак и роман «Евгения Гранде» 12+

Власть денег и сила духа: Оноре де Бальзак и роман «Евгения Гранде» - adebiportal.kz

Оноре де Бальзак — один из основоположников европейского реализма XIX века, создатель грандиозного цикла «Человеческая комедия», в котором он стремился отразить панораму современной Франции. Одним из ярких произведений этого цикла стал роман «Евгения Гранде», впервые опубликованный в 1833 году. Этот роман, отнесенный к разделу «Сцены провинциальной жизни», противопоставляет две фундаментальные силы – власть денег и нравственные ценности. На страницах разворачивается конфликт между холодным расчётом и душевной щедростью, между любовью к золоту и любовью к человеку. Благодаря глубокому психологизму и тонкой бытовой детализации, Бальзак обличает меркантильность общества и одновременно прославляет силу духа, заключенную в хрупкой женщине.

В данной статье рассматривается место «Евгении Гранде» в структуре «Человеческой комедии», анализируются ключевые темы произведения — власть денег, семейные узы, одиночество и женская жертвенность. Также дается характеристика главных персонажей (особенно Евгении как воплощения нравственной силы), отмечаются особенности бальзаковского стиля и значение романа в контексте французской и мировой литературы.

Бальзак задумал «Человеческую комедию» как совокупность десятков взаимосвязанных произведений, призванных отразить все слои и аспекты французского общества первой половины XIX века. Роман «Евгения Гранде» входит в подразделение «Сцены провинциальной жизни» и занимает в эпопее особое место. В отличие от многих столичных хроник Бальзака, населённых десятками героев, действие здесь сосредоточено в одном небольшом городе (Сомюре) и почти полностью в стенах одного дома. Камерность и цельность сюжета отличают этот роман: он практически не связан общими персонажами с другими книгами цикла (Бальзак ещё не начал тогда повторно вводить героев из романа в роман), благодаря чему его можно читать самостоятельно. Тематически же произведение органично вписывается в галерею «Человеческой комедии». Центральная проблема – власть золота – перекликается, например, с повестью «Гобсек» и другими историями о власти денег. Однако провинциальный колорит и узкий круг лиц придают «Евгении Гранде» уникальное звучание внутри цикла.

Современники высоко оценили этот роман. Долгое время «Евгения Гранде» считалась одним из самых совершенных творений Бальзака. Сам автор, правда, относился к такой славе настороженно: ему казалось, что читатели ценят лишь «деликатность» и умеренность романа, не замечая силы других, более дерзких его книг вроде «Отца Горио». Тем не менее, успех «Евгении Гранде» укрепил репутацию Бальзака как тонкого знатока душ человеческих. Роман утвердил в литературе образ провинциального скряги-миллионера и показал, что даже в тихой глубинке разыгрываются драмы не менее значительные, чем в парижских салонах.

Власть денег – главная движущая сила сюжета и центральная проблема романа. В образе старого Гранде Бальзак создает портрет человека, всецело одержимого накопительством и наживой – своего рода олицетворение могущества золота. Выходец из простых, папаша Гранде сколотил гигантское состояние в годы революции и Империи, ловко спекулируя на смене режимов. Теперь, обладая миллионами, он держит семью впроголодь. Деньги для него – не средство, а цель: он любит не власть, которую даёт богатство, а само богатство. Эта фанатичная жажда золота разрушает в нём все человеческие чувства. Получив известие о банкротстве и гибели своего брата, Гранде оплакивает не смерть родственника, а утраченный капитал – для него разорение страшнее трагедии смерти. Даже на смертном одре скряга вместо благословения дочери велит ей беречь золото и отчитаться перед ним на том свете. Бальзак доводит власть денег до гротеска, показывая, как жадность превращается в безумиe и душевное окаменение.

На фоне всепоглощающей жадности главы семьи особенно ярко раскрывается тема семьи и одиночества. В доме Гранде внешне царят старосветские устои, но истинного семейного тепла нет. Отец-деспот держит жену, дочь и даже слугу в постоянном страхе и повиновении. Мадам Гранде – классическая покорная жена, подавленная годами жизни с тираном; Евгения растёт в изоляции, не зная радостей молодости. Одиночество и непонимание — вот скрытая атмосфера этого дома, где каждый живёт в своём уголке души. Появление кузена Шарля нарушает заведённый порядок и обнажает разобщенность семьи. Для Евгении приезжий гость как луч света в тёмном царстве; для старого Гранде нежелательный чужак, лишний рот и претендент на часть богатства.

Женская жертвенность в романе воплощена прежде всего в образе Евгении. С детства она усвоила смирение и благочестие, но обладаeт и внутренней стойкостью. Полюбив кузена, Евгения готова жертвовать всем ради любимого: вопреки отцу она облегчает участь Шарля, отдаёт ему свои золотые монеты – многолетние сбережения, и стойко переносит отцовский гнев. Семь долгих лет она хранит верность своему чувству, терпеливо ожидая возвращения возлюбленного. Когда же выясняется, что Шарль, разбогатев, предпочёл выгодный брак с аристократкой, Евгения проявляет величие души: она прощает измену, расплачивается по долгам покойного отца Шарля ради чести кузена и отпускает его из своего сердца. Сама же Евгения, выйдя позже замуж без любви (по долгу перед семьёй), остаётся одинокой и посвящает свою жизнь помощи другим. Жертвенность героини придаёт ей почти святость: она пожертвовала личным счастьем, но сохранила чистоту и доброту души.

Роман населяют немногие персонажи, но каждый из них олицетворяет определённые черты и ценности. Господин Феликс Гранде (папаша Гранде) – центральная фигура, чья тень лежит на судьбах остальных. Это почти гротескный образ сельского богача-скряги, чьи единственные страсти – деньги и власть в собственном доме. Он невысокий, крепкий старик, скопивший миллионы и ставший легендой своего городка. Бальзак показывает в нём идею фикс, доведённую до абсолюта: золото стало смыслом его жизни. При этом автор подчёркивает, что Гранде – продукт своего времени, эпохи буржуазного накопительства. Он не просто злой «скупердяй», но и комичен в своей крайности: подсчитывает свечи и сахар, откладывает отопление до первых заморозков, собирает лучшие фрукты на продажу. Однако за этими деталями – грозная суть: Гранде является тираном для своей семьи и всей округи, а источник его власти – богатство.

Евгения Гранде – полная противоположность отца. Тихая провинциальная девушка, она обладает бесценным внутренним богатством: добрым сердцем, способностью к глубокой любви и моральной стойкостью. На протяжении романа Евгения из послушной, наивной дочери превращается в зрелую женщину, закалённую страданием. Любовь становится для неё источником духовного пробуждения и силы. Полюбив кузена, Евгения осмеливается бросить вызов отцовской тирании (впервые поступает вопреки его воле) и обретает чувство собственного достоинства. Пережив утраты и разочарование, она не ожесточается, а остаётся столь же чистой и благородной. В финале перед нами трагический образ женщины, чья жизнь принесена в жертву любви и долгу, но которая сохранила душевную чистоту и достоинство.

Шарль Гранде, кузен Евгении, служит одновременно возлюбленным героини и противопоставлением ей. В начале истории это избалованный молодой парижанин, миловидный и добрый, но поверхностный. Потеряв отца и богатство, он оказывается в чуждом ему провинциальном мире. Искренняя любовь Евгении могла бы сделать из Шарля достойного человека, но сила внешнего общества оказывается сильнее. Уехав добывать состояние, Шарль постепенно перенимает бездушные принципы светского мира и через несколько лет превращается в холодного карьериста. Балзак показывает моральное падение: благородный юноша становится циничным поклонником золотого тельца. Предпочтя богатую невесту истинному чувству, Шарль теряет уважение читателя и остается в памяти как антитеза Евгении – пример того, как среда и культ денег развращают душу.

Среди второстепенных героев выделяются мать Евгении – мадам Гранде – и старшая служанка Нанон. Первый образ – классическая жертва семейного деспота: богобоязненная, сломленная женщина, полностью подчинённая воле мужа. Второй – простодушная, преданная слуга, готовая всю жизнь служить хозяевам и не сознающая своей эксплуатации. Оба персонажа подчёркивают главную тему женской доли и покорности в мире Гранде, оттеняя образ Евгении (от матери она унаследовала кротость, но превзошла её в стойкости).

Наконец, семьи Крюшо и де Грассен образуют комический фон романа. Эти приятели дома Гранде соперничают за руку Евгении, рассчитывая заполучить приданое миллионерші. Их угодливость и корысть олицетворяют нравы провинциальной буржуазии: они словно хор зрителей наблюдают за каждой интригой в доме, преследуя свои меркантильные цели. Через эти образы Бальзак показывает, что окружающий мир ничуть не лучше – вне семьи Гранде царят те же законы корысти, только в меньшем масштабе.

Манера Бальзака в «Евгении Гранде» сочетает скрупулёзный бытовой реализм с глубоким психологизмом. Роман открывается подробным описанием сомюрской улицы и дома Гранде. Писатель перечисляет детали обстановки, интерьера, привычек героя и эти мелочи сразу выполняют характерологическую роль. Скудная мебель, облезлые обои и холод в комнатах вопиют о скупости хозяина, каменные стены навевают чувство замкнутости и холода в семье. Быт у Бальзака неотделим от психологии: каждую вещь и пейзаж он превращает в зеркало для души персонажей. Реализм романа проявляется и в точности социальных подробностей: автор не случайно называет конкретные суммы приданого, размеры доходов, цены на вино – мир героев пронизан денежными отношениями.

Одновременно Бальзак мастерски раскрывает внутренние переживания героев. Он тонко прослеживает, как в сердце Евгении возникает и крепнет первое чувство, как наивная девушка начинает мыслить и чувствовать глубже под влиянием любви; с другой стороны, показывает, как постепенно черствеет душа Шарля, заражённого жаждой успеха. Малейшие жесты и взгляды (например, блеск глаз Гранде при звоне монет или тайные слёзы Евгении ночью) приобретают значение для понимания их характеров. Такой внимательный анализ предвосхищает психологические романы второй половины XIX века.

Композиция «Евгении Гранде» тоже необычно сдержанна. Действие течёт неторопливо, отражая однообразие провинциальной жизни; крупных событий мало, но под спокойной поверхностью кипят страсти. В ключевые моменты они прорываются вспышкой гнева, горьким разочарованием и определяют судьбы героев. Бальзак добивается драматизма без мелодраматических приёмов, а через мелкие символические детали и недосказанность, заставляя читателя самому «додумывать» трагедию, скрытую за повседневностью.

«Евгения Гранде» заняла прочное место в классике французской литературы. Этот роман часто называют одним из самых ярких образцов литературы реализма, где на примере частной истории вскрываются общечеловеческие проблемы. Тема «золотого тельца» – всевластия денег оказалась настолько актуальной, что далеко перешагнула границы Франции. Образ папаши Гранде, жадного скряги, стал нарицательным, пополнив галерею великих литературных скупердяев наряду с Гобсеком Бальзака и Плюшкиным Гоголя. Образ же Евгении Грандесамоотверженной и сильной духом женщиныповлиял на формирование типа героини в последующей литературе. Например, можно усмотреть отголоски Евгении в некоторых персонажах английских и русских романов XIX века, где благородная девушка противостоит жестокому миру корысти.

Роман имел успех уже при жизни автора и быстро получил международное признание. В России «Евгения Гранде» была известна и любима: не случайно свою первую литературную пробуперевод этого романа сделал молодой Ф.М. Достоевский (в 1844 году). Переводчиком не был указан автор, но современники отмечали великолепное владение словом: сам Достоевский в письмах называл свой перевод “бесподобным”. В дальнейшем многие русские читатели и писатели высоко ценили Бальзака; Максим Горький называл «Евгению Гранде» “правильной книгой” за ее нравственную ясность. Роман неоднократно экранизировался (существуют французские и итальянские фильмы), ставился в театре, его сюжет узнаваем и широко цитируется. В самой Франции он долго входил в школьную программу, так как сочетает художественное совершенство с назидательным содержанием. Хотя критики XX века иногда упрекали роман в излишней простоте по сравнению с более сложными полотнами Бальзака, сегодня «Евгения Гранде» воспринимается как неотъемлемая часть мирового культурного наследия, живое свидетельство своего времени и вневременное предупреждение о том, к чему приводит поклонение богатству.

Творчество Оноре де Бальзака богато картинами человеческой жизни во всем ее многообразии, и роман «Евгения Гранде» занимает среди них особое место. Это одновременно глубоко реалистическое произведениескрупулёзно запечатлевшее быт и нравы французской провинции 1820-х годов и проникновенно психологическая драма о судьбе женщины, противопоставившей свою чистоту и верность бездушному миру расчета. Разоблачая всепоглощающую власть денег над людьми, Бальзак вместе с тем оставляет читателю луч надежды в образе Евгении – героини, сумевшей сохранить человеческое достоинство и сердце, не очерствевшее от горя. «Евгения Гранде» продолжает вдохновлять читателей и критиков, напоминая, что подлинное благородство души бесценно и в итоге выше любой казны. Роман остается одним из ключевых звеньев «Человеческой комедии» и важнейших текстов европейской литературы XIX века – художественным свидетельством эпохи и одновременно вневременной притчей о добродетели, испытанной золотом.


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 64 95 58 (вн - 1008, 1160)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.