Главная
/
Литературный процесс
/
Беседа о литературе
/
Образ литературного и писательского мира застрял г...

04.09.2025 271

Образ литературного и писательского мира застрял где-то в “Серебрянном веке” 12+

Образ литературного и писательского мира застрял где-то в “Серебрянном веке” - adebiportal.kz

В современном Казахстане формируется новая культурная реальность, где литература выходит за рамки привычных форматов и становится частью большого междисциплинарного диалога. Одним из ключевых центров этой трансформации стал фестиваль «Fahrenheit» — мультиформатное событие, объединяющее писателей, художников, музыкантов, театральных деятелей и креативные индустрии. Его создатель, писатель и основатель сообщества USW Андрей Орлов, за несколько лет превратил фестиваль из локальной инициативы в масштабный республиканский проект. Мы решили поговорить с организатором данного фестиваля об его миссии, перспективах и вызовах, с которыми сталкиваются независимые культурные инициативы.

Расскажите, как родилась идея создания литературно-креативного фестиваля «Fahrenheit». Что вдохновило вас на этот замысел и какую цель вы ставили, начиная этот проект?

Мы просто однажды сидели с приятелем в книжном магазине после очередной встречи с писателями и задались вопросом: а не сделать ли нам свой фестиваль? Такая мысль пришла не на пустом месте, конечно, а из общественного запроса. На тот момент уже существовали книжные выставки, но ни одна из них не казалась по-настоящему привлекательной и отвечающей на интересы современного писателя. Подотчетные – да. А вот чтобы это было одновременно и выставкой, и праздником и фестивалем – нет. Переубеждать никого не стали, а просто решили делать свой ивент. 

Откуда возникло название «Fahrenheit» для фестиваля? Связано ли оно, например, с аллюзией на знаменитый роман Рэя Брэдбери, или несёт иной символический смысл, отражающий концепцию вашего фестиваля?

Да, конечно, это отсылка к известному произведению. Тот книжный магазин, который я уже упомянул, назывался “451 Градус”. И, собственно, очень быстро пришло название Fahrenheit, как что-то связующее между магазином, моим сообществом писателей и в целом книжным миром. И в целом это название очень утверждающее, без прямых в нем слов “книга”, “кiтап” или литература. По-настоящему читающий и эрудированный человек сразу все поймет. 

Видите ли вы у «Fahrenheit» особую культурную миссию? Как фестиваль влияет на литературное сообщество Казахстана и какие перемены в нём, возможно, происходят благодаря фестивалю?

В этом году у нас проходит уже третий фестиваль и сегодня он стал республиканским. К нам приезжают авторы и гости из разных городов: Астана, Уральск, Караганда, Усть-Каменогорск, Шымкент. С первых дней фестиваль хотелось делать доступным и понятным для всех. Знаете, у меня же есть сообщество писателей USW. И вот некоторые авторы долго не решают в него вступить. А потом когда присоединяются говорят: нам было страшно, мы думали тут все крайне серьезно, мы не ожидали такой простоты и свободы в коммуникации между авторами.

То есть, образ литературного и писательского мира застрял где-то в “Серебрянном веке” и многие люди до сих пор думают, что писателем стать почти невозможно, книги все скучные и похожи на те, что мы читали (или делали вид) в школе. Но это не так. Казахстанские современные авторы пишут в самых разных жанрах и неплохо продвигают свое творчество. Это действительно увлекательно и интересно. И фестиваль стал отображением этой культуры, творческой свободы и полным отсутствием всякой академичности. Несмотря на то, что сама по себе литература непростое ремесло, она не обязана быть недоступной априори. 

Организация креативного фестиваля в Казахстане имеет свою специфику. С какими особенностями местной культурной среды вы сталкиваетесь, проводя «Fahrenheit»? Чем наш контекст отличается при воплощении подобных литературных проектов?

Никаких особенных отличий я не заметил кроме того, что это очень нужно и интересно людям. У нас в стране в принципе сильно развита культура проведения фестивалей, но как принято, это всегда музыкальные фесты, эко, городские и другие разные развлекательные. И все они здорово проходят на пользу гражданам. В Fahrenheit мы решили объединить все: писателей, поэтов, музыкантов, актеров, независимые театры, книжные магазины, издателей, переводчиков, журналистов и других креаторов. Наверное, это и стало нашей фишкой. Книги на таком празднике смотрятся по-настоящему привлекательными. 

Фестиваль «Fahrenheit» изначально задуман как мультиформатный, объединяющий литературу, современное искусство, социальные проекты и издательское дело. Почему для вас было важно выйти за рамки сугубо литературного события? Что, на ваш взгляд, даёт такой междисциплинарный подход и авторам, и аудитории фестиваля?

Давайте будем честными: сама по себе литература в одиночной форме интересна только литераторам и писателям. Критикам может быть еще. Издательства и маркетинг книжных магазинов нацелены на продажи. Сами авторы тоже желают и продаж своих книг, и повышения узнаваемости их имени, то есть бренда. Все те мероприятия, которые проходят за закрытыми дверьми для якобы признанных писателей – это не совсем про развития рынка и доступность людям. Литература и есть мультиформат, потому что вокруг нее завяно все: текст, редакторство, иллюстрация, перевод, дистрибьюция, маркетинг, бизнес в конце концов. Представьте, если в одном месте соберутся все эти специалисты и начнут говорить об одном, о развитии ремесла, каждый со своей экспертизой и знаниями. Вот такой фестиваль мы делаем и он в тысячу раз интересней гостям, чем то, что было на рынке до этого. 

В этом году среди хедлайнеров фестиваля — такие имена, как Гузель Яхина и Рашид Нугманов. В целом, как вы подходите к подбору участников и хедлайнеров? Руководствуетесь ли определённой концепцией или темой при формировании программы каждого фестиваля?

Да, у нас каждый год формируется определенная тема фестиваля и примерно под нее мы подбираем спикеров и хедлайнеров. К примеру, в прошлом году мы много говорили о литературе и театре. О синтезе актерского мастерства со словом. Многие авторы хотели бы, чтобы их произведение увидел зритель театра. Но хедлайнером стал испанский художник Maguma, который специально прилетел к нам, чтобы поделиться своим опытом. А вот в этом году мы подошли к выбору хедлайнеров более серьезно и анонсировали главные пойнты фестиваля – литература и кино. К нам прилетит Илья Кожухарь, актер театра и кино, писатель и сценарист. Рашид Мусаевич, как вы знаете, режиссер знаменитого фильма “Игла” и в скором времени у него выйдет книга “Dramaticon”. Когда-то произведение Гузель Яхиной “Зулейха открывает глаза” тоже было экранизировано, где главную роль сыграла Чулпан Хаматова. Все они напрямую связаны с книгами и кино и мы хотим поговорить именно об этом. Вдохновить казахстанских авторов и гостей феста на расширение своего творчества. писатель должен знать, что его книга может жить не только на полке в магазине, библиотеке или его бабушки дома. У нее есть перспективы, но над этим нужно работать всегда, и порой долго. Также стоит отметить, что на фестиваль мы специально приглашаем и других экспертов, которые делятся с нами опытом в области маркетинга, PR-коммуникаций, писательского мастерства и продвижения бизнеса и издательского дела. 

Прошлогодний «Fahrenheit» собрал около 3000 гостей, а в этом году вы ожидаете уже до 6000 посетителей. С чем связан столь быстрый рост интереса? Какие новые идеи, форматы или акценты появятся на фестивале 2025 года по сравнению с предыдущими?

Мы, конечно, надеемся, что удастся достичь таких показателей. Во-первых, мы работаем не только над сценарием фестиваля, но и улучшаем свой маркетинг, работаем над узнаваемостью. Мы тесно сотрудничаем со СМИ, PR-агентствами, брендами, блогерами, креативными организациями и городскими сообщества. Из этого всегда рождаются новые смежные проекты, которые происходят и внутри фестиваля, и на протяжении года, пока мы к нему готовимся. К примеру, в этом году генеральным партнером стали Яндекс Книги. А вы знаете, что сегодня огромный тренд на электронные и аудиокниги. Глупо это игнорировать и продолжать печатать многотысячные тиражи книг, которые попросту никогда не продаются. Конечно, если вы не Данияр Сугралинов или Маргулан Сейсембаев. Зумеры и Альфа, то есть молодое поколение, больше связано с гаджетами, нежели взрослое поколение. Вместе с Яндекс Книгами мы пытаемся привить им любовь к чтению, показываем новых казахстанских авторов, которые в свою очередь также открыты к трендам и технологиям. Это важно. 

Для статистики и понимания: тираж 500 экземпляров может продаваться в магазинах месяц, два или все шесть. А на Яндекс Книгах, за счет доступности сервиса и неограниченной географии, показатели прочтения книг растут в десятки раз выше и быстрее. Авторам нужно использовать вс возмонждсоти для публикации своего творчества. 

Известно, что по итогам фестиваля 2024 года многие авторы нашли себе новых партнёров — редакторов и издателей. Как «Fahrenheit» помогает налаживать такие связи внутри литературного сообщества? Какие возможности для молодых авторов открывает участие в фестивале?

Не сказать, что прям много. Но 4-5 кейсов таких точно были. А это, если честно, уже хороший показатель. На фестивале много представителей издательств и типографий. Многие приходят как гости, а кто принимает участие в выставке. Все они заинтересованы в сотрудничестве с авторами. Я прекрасно чувствую этот момент, потому что сам раньше работал в менеджером по развитию бизнес-сообщества. Там нетворкинг был ключевым связующим между клиентами и партнерами, самими участниками сообщества. И Fahrenheit идет по пути не просто разового ивента, после которого все о нем забывают. А это живое сообщество, где все друг друга знают или с большим удовольствием знакомятся. Молодые авторы могут увидеть более опытных коллег и лично пообщаться с ними, увидеть их опыт, получить наставления. Хотя, сейчас чаще всего бывает и наоборот. Недавно в нашем USW появилась писательница Томирис Адамбаев, автор книги “Симфония праха”. У нее книга вышла в издательстве Zerde Publishing, а ей на тот момент было всего 17 лет! И книга, между прочим, очень серьезная по своему сюжету. Здесь люди не пытаются себя протолкнуть, заработать очки и потешить личное эго. На Fahrenheit все рады успеху друг друга, поддерживают. Есть еще один пример. В 2023 году, когда проходил первый фестиваль, к нам пришла одна женщина в качестве гостя. Она со всеми перезнакомилась, купила книг, пробыла там весь день. А уже в этом году она выступает у нас на главной сцене в качестве приглашенного писателя. И это Сауле Кожатаева, автор книги “Женский род. Единственное число” издательства Meloman Publishing. Мне кажется это магия. И такой пример не один. 

Одним из ключевых событий фестиваля 2025 станет презентация пятого сборника стихов и прозы, подготовленного USW Network совместно с Kaz Book Expert, — в издание вошли тексты 43 казахстанских авторов. Расскажите, как создавался этот сборник и как, по-вашему, подобные проекты помогают открывать новые имена и продвигать современную казахстанскую литературу?

Этот проект у на довольно таки старый. Мы издаем коллективные сборники с 2019 года. О третьем издании, кстати, писал ваш портал. Тогда в нем был отрывок из рассказа Данияра Сугралинова. Сборник – это возможность для молодых авторов попробовать себя и свои силы, а для уже опытных – еще один повод поделиться новыми текстами. При этом мы всегда соблюдаем качество издания и в процессе отбора авторов приглашаем компетентное жюри. В этот раз среди них были: Мария Омар (“Мед и немного полыни”), Айгуль Клиновская (“Дата С”), Алтынай Султан (“Отслойка”), Орал Арукенова (“Акпан”), Иван Полторацкий и Мария Султанова (издатель Zerde Publishing). Для многих авторов это первая публикация и она сильно мотивирует работать дальше. После мы видим, как кто-то из них заключает контракты с издательствами, а другие выбирают путь достойного самиздата. В любом случае – они пишут и издаются. Второй год подряд мы в жюри намерено зовем издательство, чтобы дать дополнительный шанс авторам быть замеченными. Ну, и как следствие, вы, читатели, можете из таких книг узнавать для новые имена авторов, читать свежие работы. 

Независимые культурные инициативы часто сталкиваются с трудностями. С какими главными вызовами пришлось столкнуться вам при организации фестиваля? Что было наиболее сложным — финансирование, поиск площадки, привлечение публики — и как вы преодолеваете эти проблемы?

Культура она то и культура – в ней не бывает легко. Но если подходить к этому, как к проекту - партнеры, площадки, ресурсы находится будут. Отточенный менеджмент помогает продвигать любые инициативы. И литературные или книжные проекты - не исключение. 

Принципиальный момент — фестиваль «Fahrenheit» остаётся бесплатным для посетителей. Почему для вас важно сохранить вход свободным и как удаётся проводить такое масштабное событие без продажи билетов? В чём вы видите плюсы и минусы формата «вход свободный» для фестиваля?

Пока что да. Но в будущем, возможно, мы придем к билетной системе. Но, тогда и контент будет более насыщенным, площадки гораздо шире, и приглашенные гости фестиваля будут лететь с других материков. Вы же хотите на фестивале увидеть Джоан Роулинг? Мы тоже! Всему свое время. 

Вы также возглавляете литературное сообщество USW Network. Как планируете развивать его дальше? Можно ли ожидать появления новых проектов, образовательных программ или расширения географии USW Network в ближайшем будущем?

USW - это живое сообщество и в нем у нас всегда запускают и меняются проекты. Но так или иначе это остается закрытым комьюнити авторов для их общего развития и продвижения творческих проектов, то есть книг. Помимо USW у меня сегодня есть школа писателей WAW School, где мы обучаем продюсерскому менеджменту, pr-навыкам и вообще разбираемся, как продвигать  и продавать свои книги дальше, чем в магазине за углом. Цель USW - появление новых авторов в сообществе, издание их книг. Таким образом вы и видите новые книги на полках книжных магазинов или на витрине Яндекс Книг. 

Какими вы видите дальнейшие перспективы самого фестиваля «Fahrenheit»? Чего бы хотелось достичь через несколько лет? Планируете ли вы, например, расширять фестиваль в другие города или страны, делать его более масштабным по формату и содержанию?

Безусловно хочется, чтобы фестиваль рос, на него приехало все больше людей, и я сейчас не только про города Казахстана. Ведь таким образом будет популяризироваться наша литература и в кое таки, возможно, будут появляться качественные переводы. Очень хотелось иметь возможность приглашать на фестиваль зарубежных писателей. Представьте, какой это классный опыт и вдохновение для всех здешних авторов? Хотелось бы, конечно, иметь сильных партнеров, которые разделяют наши ценности и поддерживали бы инициативу, чтобы все то, что я перечисляю, шло в работу. Я думаю, это все будет. 

Какую роль, на ваш взгляд, должны играть государство и бизнес в развитии литературной сцены Казахстана? Хватает ли сейчас поддержки для подобных проектов и что могло бы помочь независимым культурным инициативам развиваться активнее? Какова в этом процессе значимость независимого сообщества писателей?

Государство должно не мешать. И все. И поддерживать только в тех случаях, где это критически необходимо. Но творчество независимо и ему лучше сотрудничать больше с бизнесом. А бизнес в свою очередь должен разглядеть инвестиционные перспективы в наших проектах. К примеру, я автор и хочу издать книгу. Но просто так деньги сегодня на это никто не даст, потому что они не возвращаются. По крайне мере с печатной книги. А вот если придумать вокруг всего этого целый проект и не ограничиваться бумажной книгой, а публиковаться в Яндекс Книгах, создать гастрольную историю, вести свой ютуб канал, записывать подкасты - может в конечном итоге это все и приведет к монетизации. Авторы должны помнить: развитие их книжного дела зависит только от них. Ни один издатель, акимат или предприниматель не будет бегать с за него и решать разного рода вопросы. Сегодня не то время. 

И наконец, поделитесь самым памятным или вдохновляющим моментом за время проведения фестиваля. Был ли какой-то отзыв или случай, когда вы особенно остро почувствовали, что ваше дело действительно меняет культурную сцену или жизни людей к лучшему?

Наверное, это глаза гостей, которые в изумлении видят, как оказывается в Алматы (а это только один город) много современных писателей. И смешно и грустно одновременно. Но, как раз таки это и есть одна из наших задач: открывать новые имена, книги и проекты.

Каждый год мы устраиваем полный книжный рок-н-ролл! Для меня значимо все и каждый. И я с большим удовольствием буду ждать всех вас в этом году, и лучше прочту эти истории в публикациях и отзывах! 

Спасибо за уделённое время и возможность заглянуть в закулисье фестиваля. Пусть «Fahrenheit» продолжает расти и открывать новые имена в литературе.


Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@qcontent.kz 8(7172) 64 95 58 (вн - 1008, 1160)

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.