Одним из основоположников казахской литературы является Беимбет Майлин. Он много и плодотворно работал в области литературы, поэзии, прозы, драмы и оставил художественно ценное, масштабное, образовательное наследие.
Проза Беимбета Майлина - это уникальная проза со своими особенностями, языком, художественным стилем. Это проза, которая постоянно росла и развивалась в течение двадцати лет. Его идейное содержание всегда соответствует художественной форме. Таким образом, метод социалистического реализма может занять прочное место в прозе Беимбета и показать свою истинную художественную силу.
Б.Майлин – художник, внесший значительный вклад в развитие жанра прозы в казахской литературе. В своих повестях и рассказах он создал множество образов. Его первым произведением в области прозы стал рассказ «Шұғаның белгісі», написанный в 1915 году – одно из самых значительных и периодических произведений в истории казахской литературы по тематике, языку и писательскому мастерству. Повесть «Раушан-коммунист» и роман «Азамат Азаматыч» - это не только успех творчества Майлина, но и выдающиеся произведения казахской литературы.
На какую бы тему ни писал Беимбет, на первый план выходит образ человека. Один персонаж рассказа восхищает читателя приятным жестом, а другой демонстрирует омерзительное поведение. А иногда мы встречаем персонажей, у которых много противоречий и трудно понять их будущее. В любом случае Беимбет в своих рассказах стремился создать целостный образ жителей села. Кого нет в деревне? Бедные люди и женщины, которые только что обрели равенство, работники, которые руководят ими, дают им честный совет и помогают - одним словом, в рассказах Беимбета мы находим типичные образы множества разных людей из сельской жизни.
Прежде чем анализировать свое понимание о произведении «Раушан-коммунист», я хотела прочитать мнения других читателей писателей об этой истории. Я нашла книгу «Би ага» с воспоминаниями о Беимбете Майлине. Однако я не нашла в этой книге того, что искала, но я узнала о стиле письма автора, его характере и некоторых событиях из его жизни. Что мне больше всего нравится, так это умение автора подправить любую ситуацию по своему вкусу. Автор писал свои произведения настолько реально и естественно, что когда ему потребовались слова ругающейся женщины, он использовал гнев своей жены Кульжамал, которая только что вернулась с базара.
Линия произведения «Раушан-коммунист» начинается с будней обычного казахского села. С самого первого сюжета рассказ показывает глубокую правду, автору удалось убедительно изобразить образы через взаимоотношения и диалоги женщин у костра. Кроме того, способность главных героев - Раушан и ее мужа Бакена - своими действиями и речами передавать суть и характер повседневной жизни - яркое свидетельство высокого мастерства писателя.
Раушан - обычная деревенская женщина, молодая жена, которая дальше своего дома никуда не выходила и ничего не видела. Ее муж, Бакен, простой крестьянин с кроткими манерами. Бакен и Раушан живут в мире и уважении друг к другу. Одним из поворотных моментов в семейной жизни, столь тихой и незаметной, стало избрание Раушан делегатом женского собрания в районном управлении. Когда Раушан хотела пойти на встречу, Бакен был расстроен обычаями страны. Для Бакена дороже спокойствие в доме, он и не думает, что существует более интересная жизнь, кроме как вставать утром по хозяйству, уставать, пить чай опираясь на правое колено Раушана, и засыпать в сумерках. Бакену кажется, что присутствие Раушана на встрече вызовет стресс в такой тихой семье. Во-вторых, сплетни в ауле заставляют Бакена волноваться еще больше. Однако «Как бы он ни был зол, когда Раушан улыбалась и смотрела ему в лицо - он таял». На этот раз Бакен не возражал против Раушан, но сказал: «Жена! Ты можешь быть плохим для других, но ты для меня добра, ты мне дорога! Пусть люди сплетничают, поедем, повеселимся, посмеемся... Говорят, что ты не одна, приедут и другие женщины из других мест. В хаотичное место ты и сама не пойдешь», —весело говорил Бакен. При этом, как бы Бакен ни боялся слухов и не готов менять привычный образ жизни, мы видим, что его любовь и уважение к жене Раушан превыше всего. Именно эта любовь позволяет нашим героям вырастить «черту нового времени» в своей повседневной жизни.
Несомненно, «Раушан - коммунист» — это повесть, в которой есть высокое содержание, язык, высокое искусство, глубокая и сильная идея. Особенность творчества Б. Майлина от других казахских писателей – сила реализма, преобладание правды. Б. Майлин не интересуется романтизмом и фантастикой, он часто писал о реальных событиях. Конечно, это не означает, что Б. Майлин просто копировал то, что он видел и узнал в реальной жизни, потому что в противном случае в них было бы мало художественной ценности. Б. Майлин разбирает различные события жизни от вкуса письма и переходит к большому обобщению, к художественному описанию, доказывая его конкретными деталями и штрихами.
Беимбет Майлин – писатель, который писал во всех жанрах нашей литературы, в разных направлениях. Народная, присущая его творчеству простота особенно заметна не только в его стихах, но и в его прозе и драматургии. Немногие писатели в области прозы нашей литературы, особенно в таком маленьком жанре, как его художественная литература, работали так много, как Беимбет. Мнение Мухтара Ауезова о том, что «из уникального наследия Беимбета известны самые художественные образцы казахских рассказов» справедливо оценивает творчество писателя.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Adebiportal.kz обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». adebiportal@gmail.com 8(7172) 57 60 14 (вн - 1060)
Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.