«По пути Абая»: трехдневное путешествие через степь

Поделиться:

22.07.2025 1098

В честь 180-летия великого казахского поэта и мыслителя Абая Кунанбаева группа энтузиастов, отцы семей и педагоги лицеев «Білім-Инновация» из Абайской области и города Есик, совершила уникальную историко-познавательную экспедицию по местам, связанным с жизнью Абая. За три дня они верхом преодолели около 180 километров по бескрайним просторам казахской степи, пройдя маршрут Семей – Бөрілі – Ақшоқы – Жидебай. Эта дорога стала для участников живым уроком истории и культуры – дорогой памяти, где каждый поворот напоминал о наследии Абая и связывал поколения в духе уважения к национальному наследию.

Когда я  прочитала эту новостьв моей душе что-то дрогнуло. Это был не просто информационный повод, ведь я сама несколько лет назад проходила этот путь. И потому мне захотелось рассказать об этой экспедиции не просто как о событии, а как о дорогедороге к корням, к памяти, к сердцу. Хотелось передать атмосферу, смысл, запах ветра и силу встречи с наследием великого Абая. Так родился этот текстне официальный пересказ, а литературная попытка оживить новость, почувствовать ее изнутри

Путешествие началось в небольшом ауле Бөрілі, где расположена усадьба-музей Мухтара Ауэзова – писателя, чье творчество неразрывно связано с именем Абая. Именно в Бөрілі родился М.Ауэзов, автор знаменитого романа «Путь Абая», который во многом увековечил образ поэта и историю этих мест. У дома-музея Ауэзова участники экспедиции разбили казахскую юрту – традиционное шатровое жилище кочевников. В тени ее войлочных стен они разложили мягкие текеметы и приготовили национальные блюда, накрыв щедрый дастархан. В воздухе разливался аппетитный аромат свежезаваренного чая и дымок от очага, на котором кипел чугунный казан с мясом

Собравшиеся гостипредставители Совета отцов из Семея и Есика, поприветствовали друг друга согласно древним обычаям. Старшие произнесли благопожелания, а затем состоялся обмен шапанами . В казахской культуре подарить шапан почетному гостю значит выразить ему глубокое уважение и дружбу. Отцы, одетые в новые шапаны, тепло обнялись с педагогами, и это было больше, чем просто церемония. Единение поколения родителей и наставников во имя общей цели – воспитания молодежи на примере великого Абая. 

После этого экспедиция тронулась в путь, и первые километры дороги пролегли через места, где некогда ступали сам Абай и герои его эпохи. Впереди путешественников ожидала тихая ширь степи и череда священных уголков, хранящих память о поэте.

Путь от Бөрілі до следующей точки, урочища Ақшоқы, оказался нелегким, но вдохновляющим. Чередуясь, то поднимаясь на холмы, то спускаясь в балки, всадники ощущали себя частью бесконечного океана трав. 

На одном из перевалов путешественники сделали привал. Здесь, на склоне, установлен величественный монумент Күшікбай батыру – народному герою Кушикбаю. 21-метровый памятник удивительным образом сочетает формы боевого шлема батыра, казахской домбры и парящей лебединой шеи. У подножия холма бьет холодный ключ – родник Күшікбай. Местные легенды гласят, что вода этого ключа обладает целебной силой и не замерзает даже в самые лютые морозы. Кушикбай был столь смелым воином, что враги боялись нападать на подвластные ему аулы. Лишь тяжелая болезнь одолела батыра – он скончался здесь, на перевале, и с тех пор ключ, вытекающий рядом с его могилой, считается его даром землякам. 

Экспедиция разбила ночной лагерь под открытым небом, неподалеку от Акшокы. В такой же безлунной степной ночи, быть может, юный Абай когда-то сложил строки: «Желсіз түнде жарық ай…»(«В безветренную ночь светлая луна…»)

Рано утром второго дня, поднявшись на вершину холма Акшокы, участники совершили главное дело своего путешествия – почтили память предков. Здесь, в Акшокы, на семейном кладбище рода Кунанбай, покоится отец Абая – Құнанбай қажы (Кунанбай хажи). Он был крупной фигурой своего времени: влиятельный бий и старшина, прославившийся мудростью и благочестием. В 1870-х годах Кунанбай совершил паломничество в Мекку, за что и получил почетное звание «кажи» (совершившего хадж). Теперь, столетие с лишним спустя, у его мазара (мавзолея) собрались потомки, чтобы отдать дань уважения. Отцы и учителя стали в круг и прочли құран, склонив головы в молитве. В утренней тишине прозвучали священные слова Фатихи, и каждый подумал о непрерывной цепи поколений. Ведь именно от Кунанбая и его воспитания во многом произошло формирование личности Абая – будущего великого просветителя.

После молитвы участники осмотрели небольшой музей Кунанбая Өскенбайұлы, недавно открывшийся рядом. В музее бережно собраны экспонаты, рассказывающие о жизни этой неординарной личности – фотографии, копии архивных документов, личные вещи. У порога музея путешественников встретила надпись на казахском латинском алфавите: «Qunanbai murajai». Для многих отцов это стало открытием: они знали Абая с детства по его книгам и песням, но теперь, увидев экспозицию о Кунанбае, лучше поняли и истоки мудрости самого Абая. Кунанбай воплощал в себе черты степного властного би и одновременно просвещенного человека своего времени – недаром его именем назван роман и снят фильм. Экспедиция продолжилась, обогащенная новым знанием: чтобы понять великого поэта, нужно знать и его корни.

Покинув Акшокы, они направилась дальше, к горам Чингизтау, синевато-фиолетовым грядой поднимающимся на горизонте. Этот день был посвящен посещению сакральных уголков, хранимых народной памятью. Дорога вывела к прохладному роднику, известному как Айгерім бұлағы (ключ Айгерим). По приданию, именно в этой живописной местности молодой Абай встретил свою будущую любимую жену – красавицу Шүкіман, которой поэт дал ласковое имя Айгерим («Луноликая»). В честь их встречи ключ и получил имя Айгерим. 

Дальше путь лежал к одному из самых загадочных мест этого края – пещере Қоңыр әулие (Коныр-Аулие). С древности эта карстовая пещера почитается как святое место, и у народа с ней связано множество легенд. В горах Актас, возле мест, где родился и жил Абай, вход в пещеру скрыт за скалой, а внутри нее мерцает подземное озеро

Говорят, что великие духи оберегают эти горы, а сама пещера исполняет заветные желания. Издревле сюда приходят женщины, которые просят у духа озера даровать им детей. По поверью, если омыться в прохладных священных водах подземного озера, то обретаешь здоровье и долгожданное пополнение в семье. В подтверждение этих слов на каменном берегу видны блеклые ленточки и платки, привязанные паломниками, а в нишах скалы поблескивают оставленные серьги и кольца – дары духу озера. 

На протяжении всего маршрута участники чувствовали, что идут по стопам Абая – буквально и фигурально. Каждая остановка была связана с его жизнью или творчеством. Ведь в таких рощах Абай, бывало, собирал детей и читал им наставления из своих «Слов назидания». А может, именно под этим ветвистым талом он сочинил очередное стихотворение о природе родного края. 

Наконец, на третий день к полудню, экспедиция достигла урочища Жидебай – заветного места, где располагалась усадьба Абая. Здесь прошли зрелые годы поэта, здесь же находится его последняя обитель. Первым путников встретил дом-музей Абая – скромный белый домик с мазаной печью и верандой, окруженный низким тыном (плетнем). За десятилетия этот дом стал мемориальным музеем, сохраняющим атмосферу XIX века. В углу стоит низкая деревянная кровать, покрытая сиреневым текеметом, на стене висит домбра. Эта домбра самого Абая – трехструнный музыкальный инструмент, мелодией которого поэт когда-то покорил сердце неприступной красавицы Айгерим. В дальней комнате можно увидеть письменный стол и чернильницу, тем самым пером Абай писал свои стихи и знаменитые «Слова назидания», обращенные к потомкам. Каждый экспонат здесь – от книг на арабском и персидском до инкрустированного костью сундучка для посуды – дышит историей и достоин отдельного рассказа. Книги Абая – свидетельство его стремления к знаниям, вот его охотничий кожаный тулуп – знак нелегкого быта кочевника-интеллигента.

Оглядев дом поэта, экспедиция направилась к возвышенности, где установлен величественный мемориальный комплекс «Абай-Шакарим». Издалека виден устремленный в небо светлый купол мавзолея Абая – как маяк духовности посреди степи. Рядом симметрично расположен мавзолей его племянника и ученика, поэта Шакарима, с которым рядом упокоен и сам Абай. Этот ансамбль был возведен в 1995 году в ознаменование 150-летия Абая. С тех пор белокаменные мавзолеи стали символом неугасимой памяти о двух великих сыновьях казахского народа. 

Но прежде чем окончательно проститься с Жидебаем, путешественники совершили еще одну важную остановку. Неподалеку от дома Абая находится старинное каменное надгробие – мавзолей Кеңгірбай би. Кенгирбай Жандосулы (1735–1825) был знаменитым бийом (судьей) Среднего жуза и предком Абая. Легенда гласит, что именно он когда-то благословил род Кунанбая на процветание. Мавзолей этого мудрого старца – невысокий купол из сырцового кирпича – был возведен почти 200 лет назад самим Кунанбаем, правнуком Кенгирбая и отцом Абая. 

Экспедиция «По пути Абая» завершилась, но ее духовное эхо еще долго будет отзываться в сердцах участников. Простившись, отцы и педагоги разъехались по домам – в Семей, в Есик – увозя с собой частичку степного ветра, теплоту новых дружеских уз и глубже осознанную любовь к наследию Абая Кунанбаева. Такой поход показал, что путь к пониманию своей культуры – это путь, который надо пройти самому. Абай когда-то писал, что истинное знание достигается через опыт и сердце. В эти три дня верхом каждый из участников приобрел именно такой опыт сердечного единения с историей. Дорога памяти протянулась на 180 километров и на полтора века назад – и соединила прошлое с настоящим во имя будущего.

Фото Акимата области Абай

Поделиться: